HPCR (HPC Resaearch) - космическая технология используется в композитных газовых баллонах
Чешские технологии, пригодные для
космических полетов, замечаются и за пределами поверхности нашей планеты. HPC Research (HPCR), которая специализируется на разработке и производстве
композитных газовых баллонов высокого давления для сжиженного нефтяного газа,
недавно поставила специальный композитный топливный бак для питания спутника на
орбите. Он был запущен стартовавшая с мыса Канаверал во Флориде в рамках
миссии Transporter-1 в космос в начале 2022 года ракетой Falcon 9 компании
SpaceX, за которой стоит Илон Маск. Разработка высокотехнологичного
топливного бака заняла у компании HPCR (HPC Research) из Горни
Бржиза около Пльзеня более года. Бак должен был быть максимально легким и
в то же время максимально прочным. С этой задачей им удалось справиться на
отлично — при весе всего 800 грамм бак выдерживает давление, в два раза
превышающее требуемый минимальный предел.
«Совершенно случайно мы получили запрос от
итальянской компании D-Orbit, чтобы узнать, можем ли мы изготовить данный
танк. Мы посмотрели характеристики и приступили к делу», — описывает
начало сотрудничества основатель и глава компании Павел Дубинин, отмечая, что
цена за бак исчисляется сотнями тысяч крон. Компания производила его в
Горни Бржиза недалеко от Пльзеня, откуда он попал в Италию, а затем во Флориду.
Основные требования заключались в том,
что он должен быть максимально легким и выдерживать максимально возможную
нагрузку и давление. В то время как обычные баллоны производства HPCResearch, используемые для СНГ, рассчитаны на давление 30 бар, бак для
космического спутника должен был выдерживать двойное давление и в то же время
должен быть намного легче.
Борьба за каждый грамм
В конце концов, топливный бак объемом
7,5 л выдерживает давление до 130 бар, т.е. значительно больше требуемого
предела. И весит всего 800 грамм. «Мы боролись буквально за каждый
грамм, но задачу выполнили», — вспоминает Дубинин. Причины в том числе и
экономические. В случае миссии Transporter-1 SpaceX берет миллион
долларов, если полезная нагрузка легче 200 кг. Тогда каждый лишний
килограмм будет стоить 5000 долларов.
Ведь на спутнике два чешских бака, и
топлива в них должно хватить, чтобы удержать спутник на орбите в космосе около
года.
Черный бак
Компания с пятнадцатью сотрудниками
использовала для производства космического бака ту же технологию, что и для
стандартного производства композитных баллонов для сжиженного газа. В
машине, которую спроектировал сам Павел Дубинин, из пластиковой заготовки
создается выдувная полуформа, которая затем покрывается стекловолокном,
пропитанным смолой и затвердевающим в специальной камере.
Бак для космоса стал меньше по
сравнению с классическими контейнерами, а вместо стеклянных волокон он обернут
черным углеродным волокном. Это делает его прочнее и легче, но и во много
раз дороже.
«Проект композитных топливных баков
для спутников открыл для нас совершенно новый сегмент. Благодаря резкому
дисконтированию, а также существенному упрощению запуска новых спутников в
космос, связанному с началом коммерческих полетов ракет SpaceX Falcon 9, мы
ожидаем бурный рост этого нового рынка», — говорит Павел Дубинин, владелец HPC
Research (HPCR). «Вскоре после публикации информации о наших
успехах к нам также обратились с предложением о сотрудничестве, например, от
Европейского космического агентства», — добавляет он.
В настоящее время компания завершает
разработку в несколько раз большего топливного бака для использования на
спутниках и планирует в ближайшее время усилить команду, ориентированную на
космическую программу. «Мы можем предложить большую гибкость при
разработке очень специфических решений, адаптированных к потребностям
конкретного клиента. Преимущество наших композитных топливных баков,
изготовленных из углеродных волокон, заключается в существенной экономии веса
и, что не менее важно, в цене по сравнению с используемыми до сих пор обычными
баками, которые обычно изготавливаются из титана», — добавляет Дубинин.
Однако современный композиционный
материал, из которого он изготовлен бак, используется не только в космической
технике. Его аналогия все чаще используется для композитных газовых
баллонов. На сайте TECHNOpoint вы
можете прочитать об успешных чешских высокотехнологичных продуктах, в том числе
о композитных газовых баллонах HPCR (HPC Research).
Эти баллоны обычно наполнены чистым пропаном, т.е. не классической
пропан-бутановой смесью. Композитные баллоны в основном используются для
грилей, газовых рамп автономного газоснабжения, караванов или вилочных
погрузчиков. Их преимущества, как и у космических топливных баков,
заключаются в том, что они легкие и прочные. Классические стальные газовые
газовые баллоны на 10 кг газа сами по себе весят еще 12 кг. При этом композитный
газовый баллон весит меньше половины.
В то же время композитные баллоны
для газа невероятно прочны. Если классический стальной баллон под
давлением загорится из-за чьей-то неосторожности, он может взорваться. Это
не риск с композитным баллоном HPCR. В случае пожара его материал
расплавится, а газ постепенно выгорит.
18 сентября 2022 (17:26)
Просмотры: 792
Написать комментарий